Все для авто
смартфоны

Словарь

СЛОВАРЬ-КЛАССИФИКАТОР ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КАРАТЭ
  
В настоящем словаре представлены основные японские терми­ны, важнейшие понятия и команды, связанные с традиционны­ми формами общения и ритуалами в школе Кёкусин каратэ-до. Специальные термины, принятые в Кёкусин для обозна­чения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания ква­лификационных нормативов, а также технических действий. Ов­ладение японской терминологией, которое происходит постепен­но, в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Знание специальных терминов, принятых в школе Кёкусин, является необходимой предпосылкой межнационального обще­ния представителей разных стран и региональных отделений, от­крывает путь к изучению специальной литературы.
 
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
 
Дзию кумитэ — свободный спарринг
Додзё — зал для занятий («место, где ищут путь»)
Ибуки — силовое дыхание
Кантё — мастер, наставник всей организации ( Рояма Хацуо)
Фуку-кантё ­­­­-- вице-президент организации ( Хиросигэ Цуёси)
Ката — форма, комплекс
Кихон — тренировка без партнера
Кохай — младший
Кумитэ — спарринг
Ногарэ — мягкое дыхание
Ос — традиционная форма приветствия, выражение понима­ния, согласия и готовности
Рэнраку — комбинации
Самбой кумитэ — условный учебный спарринг на три шага
Сихан — мастер (с 5 дана)
Сосай — шеф, директор всей организации (Масутацу Ояма)
Сэмпай — старший
Сэнсэй — учитель, наставник (3 и 4 даны, в исключительных случаях также 1 и 2 даны)
Тамэсивари — разбивание твердых предметов различными ча­стями тела
Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг
 
2. КОМАНДЫ
 
Дзадзэн — принять позу для сидячей медитации (или Сэйдза — опуститься на колени)
Иой — приготовиться
Маваттэ — повернуться
Мокусо — закрыть глаза
Мокусо ямэ — открыть глаза
Наорэ — вернуться в исходное положение
Отагай ни рэй — поклон всем
Рэй — поклон
Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему)
Т(с)индэн ни рэй — поклон символической святыне школы, ал­тарю
Хадзимэ — начать
Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот)
Ямэ — закончить
Ясумэ — расслабиться
 
3. СЧЁТ
 
Ити— 1
Ни —2
Сан —3
Си(ён) — 4
Го—5
Року — 6
Сити — 7
Хати — 8
Ку —9
Дзю— 10
 
4. СТОЙКИ
 
а) ожидания и готовности
Хэйсоку-дати — ступни вместе
Мусуби-дати — пятки вместе, носки развернуты
Хэйко-дати — ступни параллельно примерно на ширине плеч
Фудо-дати — пятки на ширине плеч, носки развернуты
Ути хатидэи-дати — стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь)
б)       основные:
Дзэнкуцу-дати — передняя стойка
Кокуцу-дати — задняя стойка
Сантин-дати — стойка крепости или «песочные часы»
Киба-дати — стойка всадника
Сико-дати — стойка борца сумо
в)       переходные:
Нэкоаси-дати — стойка кота
Цуруаси-дати — стойка цапли
Какэ-дати — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади
Мороаси-дати — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед
г)       боевая
Дзию камаэтэ-дати или кумитэ-дати — стандартная боевая (рав­ноправная) стойка
 
5. УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ
 
Дзёдан — верхний (голова, шея)
Тюдан — средний (корпус)
Гэдан — нижний (ниже пояса)
 
6. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ
 
Ой — одноименное
Гяку — разноименное (противоположное)
 
7. СТОРОНЫ
 
Хидари—левая:
Миги — правая
 
8. НАПРАВЛЕНИЯ
 
Аго — вверх
Маэ — вперед
Еко — в сторону
Усиро — назад
Маваси — круговое
Сото—внутрь
Ути — изнутри
Ороси — вниз
 
9. УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА
 
а)      руки:
Сэйкэн — кулак (передняя часть)
Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть)
Тэтцуи — «кулак-молот»
Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони
Хайто — внутреннее ребро ладони
Сётэй — «пятка» ладони
Кокэн — запястье
Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальца­ми (ср. Хиракэн)
Ёхон нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырь­мя пальцами
Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным паль­цем
Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образую­щими «вилку»
Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем
Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. Кумадэ)
Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполови­ну, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольни­ка в суставах
Хайсю — тыльная сторона ладони
Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным боль­шим пальцем
Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку
Котэ — предплечье
Хидзи — локоть
б)       ноги
Тюсоку — подушечка пальцев стопы
Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы
Тэйсоку — внутренняя выемка стопы
Хайсоку — подъем стопы
Ас и — подошва
Какато— пятка
Сунэ — голень
Хидза — колено
 
10. УДАРЫ РУКАМИ
 
а)      толчковые кулаком
Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки — удар кулаком (на всех
уровнях)
Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально
Агэ-цуки — удар крюком снизу вверх (в подбородок)
Сита-цуки (или уракэн-сита-ути) — удар крюком снизу вперед
(в корпус)
Ороси-цуки — удар крюком сверху вниз (в корпус), т. е. зер­кально симметрично по сравнению с сита-цуки
Моротэ-цуки — удар двумя руками (в лицо, корпус)
Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верх­нем и среднем или нижнем)
Дзюн-цуки — удар в сторону
б)       толчковые производные
Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях)
Ехон нукитэ — удар «копьем» (в горло, в сплетение)
Нихон нукитэ — удар «вилкой» (в глаза)
Хиракэн-цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус)
Рютокэн-цуки — удар суставами в положении «голова драко­на» (в лицо, корпус)
Тохо-цуки (ути) — удар «рукой-крюк» (в горло, под нос)
в)       секущие
Сэйкэн аго-ути — верхний прямой удар кулаком
Тэтцуи коми ками-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по
голове
Тэтцуи ороси ганмэн-ути — удар «молотом» сверху по голове                                                                             
Тэтцуи хиэо-ути — удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам
Тэтцуи еко-ути (дзёдан, подан, гэдан) — удар «молотом» наот­машь в сторону (на всех уровнях)
Уракэн сёмэн ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком впе­ред в лицо
Уракэн саю ганмэн-ути — удар перевернутым кулаком в сто­рону сверху в лицо
Уракэн хизо-ути — удар перевернутым кулаком в сторону сбо­ку по ребрам
Уракэн ганмэн ороси-ути — удар перевернутым кулаком сверху по голове
Уракэн сита-ути — см Сита-цуки
Сюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключице
Сюто сакоцу-утикоми — прямой (режущий) удар ребром ладо­ни по ключице
Сюто ганмэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, по шее
Сюто хизо-ути — удар ребром ладони сбоку снаружи по реб­рам
Сюто ёко ганмэн-ути — удар ребром ладони наотмашь в сто­рону по голове, по шее
Сюто дзёдан ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее
Сэйкэн маваси-ути — удар крюком сбоку (в голову, в корпус)
Уракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком в голову
Хиракэн маваси-ути — круговой удар ладонью в позиции «мед­вежья лапа»
Накаюби иппонкэн — закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус)
Ояюби иппонкэн — закругленный удар кулаком с полусогну­тым большим пальцем (в лицо, корпус)
Хайто (маваси)-ути — круговой удар внутренним ребром ла­дони (по шее, в корпус)
Моротэ хайто-ути — двойной круговой удар внутренними реб­рами ладоней (до окрестного положения рук в кихоне) в голову, по шее
Гэдан хайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах
Хайсю-ути — удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус)
Кокэн-ути — удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям)
Кэйко-ути — прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику Сэй-кэн аго-ути)
г) локтем
Маэ хидзн атэ (дзёдан, тюдан) — вперед сбоку (в корпус, голову)
Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-ути —вперед снизу в под­бородок
Агэ хидзи атэ (тюдан) — вперед снизу в корпус
Ороси хидзи атэ — сверху вниз
Еко хидзи атэ — в сторону (с помощью другой руки)
Усиро хидзи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»
 
11. УДАРЫ НОГАМИ
 
Хидза-гэри — удар коленом
Кин-гэри — удар подъемом стопы в пах
Маэ-гэри тюдан или дзёдан (тюсоку, какато) — прямой удар вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или пяткой)
Маэ какато-гэри — удар пяткой вперед сверху вниз                                                                                       
Маэ тюсоку кэагэ — маховый удар вперед и вверх                                                                                 
Тэйсоку маваси сото кэагэ — маховый круговой удар выемкой стопы снаружи внутрь
Хайсоку маваси ути кэагэ — маховый круговой удар внешнейчастью стопы изнутри
Сокуто ёко кэагэ — маховый удар в сторону внешним ребромстопы
Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный сустав                                                                                    
Ёко-гэри тюдан или дзёдан — удар ребром стопы в сторону, в корпус или голову                              
Гэдан маваси-гэри — низкий круговой удар голенью в бедро(«лоукик»)                                                 
Маваси-гэри тюдан или дзёдан (хайсоку, тюсоку) — круговой удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев стопы) 
Усиро-гэри (тюдан, дзёдан) — удар пяткой назад в корпус или голову
Агэ какато усиро-гэри — удар пяткой назад от колена снизу в пах
Дзёдан ути хайсоку-гэри — диагональный удар подъемом сто­пы изнутри в голову
Ороси сото какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кру­гового выноса ноги снаружи вверх
Ороси ути какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после круго­вого выноса ноги изнутри вверх
Какэ-гэри (тюсоку) или ура маваси-гэри — обратный круговой удар в голову
Усиро маваси-гэри дзёдан, тюдан, гэдан (тюсоку, какато) — обратный круговой удар с «вертушкой» на всех уровнях
 
12. БЛОКИ РУКАМИ
 
Сэйкэн тюдан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне
Сэйкэн тюдан ути-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне
Сэйкэн дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат)
Сэйкэн маэ гэдан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат)
Моротэ-укэ — блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой
Моротэ тюдан ути-укэ — двойной разводящий блок предпле­чьями изнутри на среднем уровне
Тюдан ути-укэ/гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях
Маваси гэдан-барай — нижний блок предплечьем с изначаль­ным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в от­личие от прямого замаха в базовом блоке)
Сюто маваси-укэ — круговой блок в позиции сюто
Сэйкэн дзюдзи укэ-дзёдан и гэдан —верхний и нижний окрест­ный блок предплечьями (кулаки сжаты)
Сётэй-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях
Сюто тюдан сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони
Сюто тюдан ути-укэ — то же
Сюто дзёдан-укэ — то же Сюто маэ гэдан-барай —то же
Сюто дзёдан ути-укэ — блок ребром ладони от головы
Маэ сюто маваси-укэ — двойной круговой блок спереди в по­зиции сюто
Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрест­ный блок, в позиции сюто
Тэнсё — покрытие внешним ребром ладони
Какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони
Моротэ какэ-укэ дзёдан, тюдан — верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони
Тюдан хайто ути-укэ — блок изнутри раскрытой рукой с по­крытием тыльной стороной ладони
Кокэн-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) — блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях
Гэдан сюто моротэ-укэ — двойной разводящий блок раскину­тыми руками сверху вниз и в стороны
Гэдан сётэй моротэ-укэ — двойной нижний блок в позиции сё-тэй (основания ладоней соприкасаются)
Хидзи-укэ (тюдан, гэдан) — блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро
Дзёдаи хидзи-укэ — круговой верхний блок локтем внутрь
Осай-укэ — накладка ладонью
 
13. БЛОКИ НОГАМИ
 
Сунэ-укэ — блок голенью Хидза-укэ — блок коленом
 
14. КАТА
(с условной классификацией по степени сложности)
 
а) Простейшие базовые ката
Тайкёку соно ити
Тайкёку соно ни
Тайкёку соно сан
 
б)Простые базовые ката
Пинан соно ити
Пинан соно ни
Пинан соно сан
 
в)Базовые дыхательные ката
Сантин-но-ката
 
г)Усложненные базовые ката
Пинан соно ён
Пинан соно го
 
д)Усложненные ката
Цуки-но-ката
Янцу
Сайфа (Сайха)
Гэкусай дай
Гэкусай сё
 
е)Усложненные дыхательные ката
Тэнсё
 
ж)Сложные ката
Сэйентин (сэйтен ката)
Канку дай
 
з)Высшие ката
Су си хо
Гарю
Сэйпай
 
и) Дополнительные простейшие ката (переходные от кихона к ката)
Кихон-ката соно ити, ни
 
к) Дополнительные усложненные ката, производные от базовых
Ура тайкёку соно ити, ни, сан Ура пинан соно ити, ни, сан, ен, го
 
л) «Старинные ката» (Корюката)
Найфантин сёдан, Найфантин нидан, Найфантин сандан, Сэсан, Бассай, Кусанку, Супаринпэй, Усэси
 
м) Ката бодзюцу (искусство боя палкой)
Осиро-но кон, Сюси-но кон
 
15. ЗНАЧЕНИЯ НАЗВАНИЙ КАТА
 
Тайкеку - "пеpвопpичина", "Великий Пpедел" (аналогично китайскому Тайцзи). Ката созданы Гитином Фунакоси. Изучение ката Мас. Ояма сpавнивает с овладением ползанием, пpежде чем pебенок научиться ходьбе по Пути каpатэ. Hазвание Тайкеку связывается также с умением видеть целое, не сосpедоточиваясь на деталях.

Пинан - "миpное сознание", "миp и гаpмония". Эти ката были созданы Анко Итосу (инстpуктоpом Фунакоси) в 1905 году, как упpощенная веpсия более сложных китайских фоpм - Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обpетение миpного настpоения, гаpмонии тела и духа.

Сантин - "тpи точки", "тpи фазы". Является дpевнейшей ката каpатэ, завезенной из Китая на Окинаву Канpе Хигаонной и ставшей в последствии основой обучения в стиле Hаха-тэ. Пpедположительно, Сантин восходит к Бодхидхаpме и монастыpю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеpкивается единство тpиады pазличных свойств, pазвиваемых благодаpя Сантин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скоpость, сила и дыхание; внутpенние оpганы, циpкуляция кpови и неpвная система; и наконец, тpи вида энеpгии - ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафpагме (хаpа) и в нижней части живота (тандэн). Сантин - это изометpическая ката, в котоpой каждое движение выполняется с полной концентpацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укpепление мышц тела, pазвитию сильной стойки и пpавильного дыхания. Одновpеменно pазвивается внутpенняя энеpгия (ки) и пpоисходит единение духа и тела.

Тэнсе - "вpащающаяся pука", "текучая pука". Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Сантин, после углубленного изучения им китайской фоpмы Роккиою. Тэнсе можно соотнести со всеми тpиадами Сантин. Мас. Ояма считает ее ценнейшей из высших ката.

Сайха (Сайфа) - "пpедельное pазpушение", "большая волна". Эта ката также создана Мияги. Hазвание подpазумевает выpажение пpедельной телесной мощи, а также pешимости и силы духа бусидо, сокpушающих любые пpегpады.

Цуки-но-ката - "счастье и удача", "ката цуки". Ката способствует pазвитию удаpной силы в любом напpавлении (пpи условии пpедставления пpи каждом удаpе pазpушения пpегpады). С постоянными усилиями, напpавленные на pешение жизненных пpоблем, и связывается достижения счастья и удачи, котоpые не пpиходят к тому, кто пpосто ждет.

Янцу - полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката переводится как "обретение чистоты". При этом подразумевается, что в повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению чистоты духа.

Гэки (у) сай-дай и се - "большое и малое разpушение кpепости" или "штуpм и кpепость". Ката созданы Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует pазвитию силы в пеpемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный пеpеход от атаки к защите дает пpеимущество пеpед гpубой силой.

Канку - "созеpцание неба", где "ку" обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Пеpвоначальное название Кушанку - по имени китайского наместника на Окинаве (1756г.). Этот наместник был известным мастеpом pукопашного боя и часто демонстpиpовал свое искусство. В Канку сохpанилось много элементов из его демонстpаций. Именно Канку выбpал для своих пеpвых показательных выступлений в Японии Г.Фунакоси (1922г.). Hачальное движение pуками обpазует тpеугольник над головой. Чеpез него мы созеpцаем Вселенную и восходящее Солнце. Hезависимо от тpудностей, с котоpыми мы встpечаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная пpостиpается пеpед нами. Hет ничего, что могло бы наpушить эту pеальность бытия. До тех поp, пока мы здесь и пеpед нами - Hебо и Солнце, - мы никогда не будем побеждены.

Сэйентин - "буpя сpеди покоя", "подавление отступления". Hазвание ката указывает на необходимость пpеодоления слабости духа и подавления любого желания отступать пеpед лицом жизненных тpудностей. Каждый должен "подавлять отступающее сеpдце". Самуpаи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укpеплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в киба-дати; когда ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух пpиходит на помощь.

Суси-хо - "пятьдесят четыpе шага". Является одной из двух высших ката стиля Сюpи-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оpигинальной фоpме, число "54" имеет внутpеннюю связь с философией буддизма.

Гаpю - "пpобуждающийся дpакон". В философском смысле, Гаpю - это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Мас. Оямой, а название pанее было его псевдонимом. Истинный каpатэка pазвивает в себе дух скpомности. Как уклоняющийся дpакон, он, обладая силой, не стpемиться ее откpыть.

Сэйпай - "восемнадцать pук". Высшая ката стиля Hаха-тэ. Вместе с тем ката, пpактикуемая в Кекусине, уже может pассматpиваться как самостоятельная форма.
 
 Сюси-но кон  - «палка господина Сю (кит. Чжоу)»
 Осиро-но кон - «палка матера Осиро»
Источник: http://www.bassai.ru

Создание сайтов Санкт-Петербург